Доступная среда школы 

1 Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья



В образовательной организации условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

 • образовательная организация реализует специальные (коррекционные) программы начального общего и основного общего образования для учащихся с ограниченными возможностями здоровья;
• по медицинским и социально-педагогическим показаниям и на основании заявления родителей (законных представителей) учащихся организуется индивидуальное обучение на дому;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в образовательной организации работает психолого-педагогическая служба и  логопункт;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном организации проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - учащимися (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2 Специально оборудованные учебные кабинеты

Кабинеты здания образовательной организации оснащены регулируемой мебелью, имеются одноместные парты – конторки, которые свободно передвигаются в разные точки класса в зависимости от потребностей и индивидуальных психологических особенностей обучающихся с ОВЗ.

В учебных кабинетах первые столы в ряду у окна и в среднем ряду предусмотрены для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделен первый стол в ряду у дверного проёма.

Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м.
 
При организации рабочего пространства и учебного места в классе учитываются возможности и особенности моторики, восприятия, внимания, памяти обучающихся с ОВЗ, выбор парты и партнера, обеспечивается возможность обучающемуся постоянно находиться в зоне внимания педагога.  
 
Для создания оптимальных условий обучения организуются учебные места для проведения как индивидуальной, так и групповой форм обучения. С этой целью в помещении класса созданы специальные зоны.
 
Кроме учебных зон предусмотрены места для отдыха и двигательной активности обучающихся на перемене и во второй половине дня.

Учебные доски в кабинетах установлены в зоне доступности инвалида на коляске.





3 Объекты для проведения практических занятий, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья





Практические занятия проводятся в кабинетах технологии, химии, биологии, физики, информатики, лабораториях Науко-лаб. Все объекты доступны и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья:
предусмотрены рабочие места для учащихся с недостатками зрения и дефектами слуха, а для учащихся, передвигающихся в кресле-коляске, выделены рабочие места у дверного проёма с соответствующей площадью.

Для детей-инвалидов и учащихся с ОВЗ организованы подходы к различному оборудованию и мебели по ширине не менее 0.9 м.



4 Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



Библиотеки в зданиях образовательной организации доступны и приспособлены для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 
Обучающимся с ослабленным зрением при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств.
 
Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата организованы специальные компьютерные места с альтернативными устройствами ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки).



5 Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



Спортивные залы и спортивные площадки образовательной организации соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства.
 
В зависимости от степени ограниченности возможностей здоровья и в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы, психолого-медико- педагогической комиссии, занятия для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья включают соответствующие комплексы физических упражнений и определенные виды двигательной активности, по реализации которых методико-практические рекомендации учащийся получает индивидуально.
 



6 Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья





При проведении учебных занятий и воспитательных мероприятий обеспечивается выполнение следующих дополнительных требований в зависимости от индивидуальных особенностей, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья:



  • слабовидящим обучающимся для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств;
  • задания для выполнения, а также инструкции по выполнению оформляются увеличенным шрифтом;
  • для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата:
  • организованы специальные рабочие места с альтернативными устройствами ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки)


7 Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации



В образовательной организации создано безбарьерное пространство для детей с ОВЗ: имеются пандус.  Перед входной группой расположен указатель и звонок вызова ассистента (помощника) из числа сотрудников образовательной организации, для предоставления услуг по оказанию инвалидам и лицам с ОВЗ необходимой технической помощи. В образовательной организации широкие дверные проемы и лестничные пролеты, что позволяет передвигаться свободно детям-инвалидам на колясках, ходунках. На стеклянные двери, во избежание травм, наклеен "Желтый круг"— предупредительный знак для слабовидящих людей.
 
Таким образом, в соответствии с законодательством, инвалидам и лицам с ОВЗ образовательной организацией созданы условия для беспрепятственного входа в здания образовательной организации и выхода из него, возможность самостоятельного передвижения по территории школы(при необходимости с помощью сотрудника школы).
 
Для обеспечения безопасности и беспрепятственного перемещения детей с инвалидностью по школьной территории, предусмотрено ровное, нескользкое асфальтированное покрытие пешеходных дорожек. Имеющиеся на пути небольшие перепады уровней сглажены. В зданиях школы для обеспечения движения инвалидов на креслах-колясках в коридорах обеспечена ширина пути движения не менее 1.5 метров.




8 Специальные условия питания



В школьной столовой расстановка столов, инвентаря и оборудования в обеденных залах обеспечивает беспрепятственное движение инвалидов на колясках.
 
Для детей-инвалидов и обучающихся с ОВЗ организовано двухразовое питание в школьной столовой по утвержденному графику

9 Специальные условия охраны здоровья





В образовательной организации осуществляется комплексное сопровождение образовательного процесса инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья в соответствии с рекомендациями службы медико-социальной экспертизы или психолого-медико-педагогической комиссии.
 
Медицинско-оздоровительное сопровождение включает диагностику физического состояния учащихся, сохранение здоровья, развитие адаптационного потенциала, приспособляемости к учебе.
 
Медицинский работник осуществляет динамическое наблюдения за лицами с хроническими заболеваниями, инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
 



10 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



К информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям доступ предоставлен для каждого обучающегося инвалида или обучающегося с ОВЗ. Доступ возможен из локальной сети школы со стационарных компьютеров, удаленный доступ с личных компьютеров, доступ с мобильных устройств с использованием точки  wi-fi образовательной организации. В образовательном процессе для инвалидов и лиц с ОВЗ используются онлайн и оффлайн дистанционные образовательные технологии, предусматривающие возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.
 
Сайт образовательной организации имеет версию для слабовидящих.




11 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования





В образовательной организации обучающимся с ослабленным зрением для выполнения задания при необходимости предоставляется увеличивающее устройство; возможно также использование собственных увеличивающих устройств.
 
Для учащихся с нарушениями опорно-двигательного аппарата на стационарных компьютерах установлены альтернативные устройства ввода информации (увеличенная клавиатура, выносные компьютерные кнопки)




12 Наличие условий для беспрепятственного доступа в общежитие, интернат



Общежитие/интернат не предусмотрен(о)



13 Количество жилых помещений в общежитии, интернате, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



Общежитие/интернат не предусмотрен(о)





Доступная среда ДОУ

1 Специальные условия для обучения инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья



В образовательной организации условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми-инвалидами:

 • образовательная организация реализует специальные (коррекционные) программы дошкольного образования для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья;
• вопросы деятельности образовательного учреждения общего типа, касающиеся организации обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья регламентированы Уставом и локальными актами образовательного учреждения;
• в целях обеспечения освоения детьми с ограниченными возможностями здоровья в полном объеме образовательных программ, а также коррекции недостатков их физического и (или) психического развития в образовательной организации работает психолого-педагогическая служба и  логопункт;
• для обеспечения эффективной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательном организации проводится информационно-просветительская, разъяснительная работа по вопросам, связанным с особенностями образовательного процесса для данной категории детей, со всеми участниками образовательного процесса - воспитанниками (как имеющими, так и не имеющими недостатки в развитии), их родителями (законными представителями), педагогическими работниками.

2 Специально оборудованные помещения

В состав групповых помещений  входят: раздевальная (приемная) (для приема детей и хранения верхней одежды), групповая (для проведения игр, занятий и приема пищи), спальня, буфетная (для подготовки готовых блюд к раздаче и мытья столовой посуды), туалетная (совмещенная с умывальной).

Все группы оснащены необходимой мебелью, оборудованием, играми, игрушками, наглядно – дидактическими пособиями, развивающими играми, детскими энциклопедиями, художественной литературой, оборудованием  для экспериментирования, пособиями для проведения опытов, спортинвентарем для уголков физкультуры в группах, музыкальными  инструментами, разнообразными видами театров, атрибутами для сюжетно – ролевых, режиссерских игр, игр – драматизаций, уголками ряженья для младших групп в  соответствии с возрастными особенностями воспитанников, требованиями Основной образовательной программы и ФГОС ДО.

Оборудованы кабинеты учителей-логопедов.

3 Библиотеки, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



В кабинетах специалистов имеются библиотеки с методической литературой. 

В группах организованы  библиотеки детской литературы.



4 Объекты спорта, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



Спортивные залы и спортивные площадки образовательной организации соответствуют действующим санитарным нормам и гигиеническим нормативам. Все спортивное оборудование отвечает требованиям доступности, надежности, удобства.


 Музыкально - физкультурный зал.

Спортивно-физкультурная площадка.



5 Средства обучения и воспитания, приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья





Средства обучения и воспитания, используемые в детском саду для обеспечения образовательной деятельности, рассматриваются в соответствии с ФГОС к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования как совокупность учебно-методических, материальных, дидактических ресурсов, обеспечивающих эффективное решение воспитательно-образовательных задач в оптимальных условиях.

Используются  следующие  средства обучения:

-печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, рабочии тетради, раздаточный материал и т.д.)

-электронные образовательные ресурсы (образовательные мультимедиа мультимедийные учебники, сетевые образовательные ресурсы, мультимедийные универсальные энциклопедии и т.д.)

-аудиовизуальные (слайды, слайд-фильмы, видеофильмы образовательные, учебные кинофильмы, учебные фильмы на цифровых носителях).

-наглядные плоскостные (плакаты, карты настенные, иллюстрации настенные, магнитные доски).

-демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, стенды, модели демонстрационные).

-спортивное оборудование (гимнастическое оборудование, спортивные снаряды, мячи и т. д.).



6 Обеспечение беспрепятственного доступа в здания образовательной организации



При входе в здание имеется кнопка вызова персонала для инвалидов, предупреждающие знаки для инвалидов, памятка для сотрудников.

Территория, прилегающая к зданиям доступна и не имеет препятствий для передвижения инвалидов-колясочников на всем пути следования по территории.



7 Специальные условия питания



При условии поступления ребенка, нуждающегося в лечебном и (или) диетическом питании, может быть организовано  лечебное и (или) диетическое питание.



8 Специальные условия охраны здоровья





В учреждении организованы следующие  мероприятия по охране здоровья воспитанников:

оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;

организация питания воспитанников;

определение оптимальной учебной, нагрузки, режима учебных занятий;

пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;

организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления воспитанников для занятия ими физической культурой;

прохождение воспитанниками в соответствии с законодательством Российской Федерации медицинских осмотров, в том числе профилактических медицинских осмотров, в связи с занятиями физической культуры;

обеспечение безопасности воспитанников во время пребывания в ДОУ;

профилактика несчастных случаев с воспитанниками во время пребывания в ДОУ;

проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий;

обучение педагогических работников навыкам оказания первой помощи.



9 Доступ к информационным системам и информационно-телекоммуникационным сетям, приспособленным для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья



Официальный сайт МАОУ Казанская СОШ   http://mou-ksosh.ru/

адаптирован с учетом особых потребностей для слабовидящих.


10 Наличие специальных технических средств обучения коллективного и индивидуального пользования


В учреждении   имеются технические средства обучения коллективного и индивидуального пользования для воспитанников, в том числе инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья:

- в музыкальных залах мультимедийные установки (проектор, экран, ноутбук);

- переносная мультимедийная установка;

- музыкальные центры (музыкально-физкультурные  залы);

- магнитофоны;

Дети-инвалиды и лица с ОВЗ могут участвовать в образовательном процессе на общих основаниях, в том числе с имеющимся в учреждении оборудованием