Функциональная грамотность – это способность человека использовать приобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений. Индикатором качества образования в части формирования функциональной грамотности является международное исследование PISA. Исследование PISA ставит своей целью проверку наличия таких умений, которые должны помочь молодежи в их «взрослой» жизни.
Составляющие функциональной грамотности:
  1. Читательская грамотность – способность человека понимать и использовать письменное тексты, размышлять о них и заниматься чтением, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.
  2. Естественно-научная грамотность - способность человека занимать активную гражданскую позицию по вопросам, связанным с естественно-научными идеями: научно объяснять явления; понимать особенности естественно-научного исследования; интерпретировать данные и использовать научные доказательства.
  3. Математическая грамотность - способность формулировать, применять и интерпретировать математику в разнообразных контекстах: применять математические рассуждения; использовать математические понятия и инструменты.
  4. Финансовая грамотность – знание и понимание финансовых понятий и финансовых рисков, а также навыки, мотивацию и уверенность, необходимые для принятия эффективных решений в разнообразных финансовых ситуациях, способствующих улучшению финансового благополучия личности и общества, а также возможности участия в экономической жизни.
  5. Креативное мышление.
  6. Глобальные компетенции. Под глобальными компетенциями в исследовании понимаются способности:
- критически рассматривать с различных точек зрения проблемы глобального характера и межкультурного взаимодействия;
- осознавать, как культурные, религиозные, политические, расовые и иные различия влияют на восприятие, суждения и взгляды людей;
- вступать в открытое, уважительное и эффективное взаимодействие с другими людьми на основе разделяемого всеми уважения к человеческому достоинству.

     Глобальные компетенции включают способность эффективно действовать индивидуально или в группе в различных ситуациях. Оцениваются также заинтересованность и осведомленность о глобальных тенденциях развития, управление поведением, открытость к новому, эмоциональное восприятие нового.

Нормативные документы

1.Письмо МО РФ "Об организации работы по повышению функциональной грамотности"
2.Письмо МО РФ "О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности"
3.Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования
4.Приказ Департамента образования и науки Тюменской области от 17.09.20221 г. №667-ОД «Об утверждении плана мероприятий по формированию у обучающихся функциональной грамотности в 2021-2022 учебном году»
5.Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности МАОУ Казанская СОШ



Банк тренировочных заданий, диагностических работ по функциональной грамотности
  Медиатека (prosv.ru). Электронные учебники в Медиатеке. 1000 учебников с интерактивными объектами и удобной навигацией. Можно использовать через сайт или мобильное приложение.https://media.prosv.ru/

Доступ к электронным учебникам издательства «Просвещение». https://media.prosv.ru/static/files/Mediateka_UserGuide.pdf

Электронный банк заданий по функциональной грамотности. https://fg.resh.edu.ru/

Сетевой комплекс информационного взаимодействия субъектов Российской Федерации в проекте «Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся».http://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/

Банк заданий PISA. https://profcentr.ggtu.ru/index.php/dokumenty/43-bank-zadanij-pisa

Мастер-классы PISA. https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/81-master-klassy-pisa

Онлайн-курсы повышения квалификации при подготовке к PISA.https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/88-onlajn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii

Издания центра ГГТУ Учитель будущего. https://profcentr.ggtu.ru/index.php/programmy/11-materialy/88-onlajn-kursy-povysheniya-kvalifikatsii

Полезные ресурсы

Райдер А.В. Формирование функциональной грамотности обучающихсяhttps://togirro.ru/assets/files/2021/pip/Raider_AV_Formirovanie_func_gramotnosty.pdf

Комментарии к открытому банку заданий для формирования функциональной грамотности. Математическая грамотность. 5 класс

https://togirro.ru/assets/files/2021/emd/ma_5_2020_metrek_zadaniya.pdf

Начальная школа:

Гололобова Н.Л. Математическая грамотность  как компонент функциональной грамотности

https://togirro.ru/assets/files/2021/dinoo/Gololobova_NL_matematicheskaya_gramotnost.pdf

Методическое пособие по финансовой грамотности. 2-4 классы https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razd_funkcionalnaya_gramotnost/razd_met_fs/nachalnaya_shko/fin_chto_takoe_dengi.html

Компетенции учителя по формированию функциональной грамотности обучающихся

https://togirro.ru/assets/files/2021/cnppmpr_tyumen/komp_uchitelya_funkc_gramotnost.pdf

Примерные рабочие программы по предметамhttps://edsoo.ru/Primernie_rabochie_progra.htm

Ссылки на задания по функциональной грамотности., включая глобальную компетентность. Институт стратегии развития образованияhttps://togirro.ru/assets/files/2021/cnppmpr_tyumen/ssylki_zadaniya_inst_str.pdf


Глобальные компетенции https://togirro.ru/nauchno_metodic/metodicheskaya/razd_funkcionalnaya_gramotnost/globalnye_kompe.html


Функциональная грамотность школьников

Общие подходы к формированию функциональной грамотности. Виды функциональной грамотности. Банк заданий. Полезные ресурсы

Ссылка: http://www.eduportal44.ru/sites/RSMO-test/DocLib1/Функциональная%20грамотность.pdf


Мониторинг формирования функциональной грамотности учащихся

Демонстрационные материалы ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской академии образования»

Ссылка: http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/index.php


Центр оценки качества образования ИСРО РАО
Важнейшими задачами Центра являются: проведение фундаментальных и прикладных исследований в области оценки качества образования; разработка научно-методичеcкого обеспечения исследований по оценке качества образования; сравнительная оценка качества образования в России и странах мира.
Ссылка: http://www.centeroko.ru/


Рекомендуемые электронные ресурсы (для формирования функциональной грамотности)

ФГБНУ «Институт стратегии развития образования Российской Академии наук» http://skiv.instrao.ru/support/demonstratsionnye-materialya/chitatelskaya-gramotnost.php

СИПКРО http://old.sipkro.ru/index.php/86-подразделения/1381-fgo

Издательство «Просвещение» https://media.prosv.ru/fg/

Банк тестов https://banktestov.ru/test/3674

Московский центр качества образования https://mcko.ru/articles/2127

Марафон по функциональной грамотности. Яндекс-Учебникhttps://yandex.ru/promo/education/specpro/marathon2020/main


ЛИТЕРАТУРА В ПОМОЩЬ УЧИТЕЛЮ

Читательская грамотность школьника (5-9 кл.). Дидактическое сопровождение. Книга для учителя / О.М. Александрова, М.А. Аристова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, Ж.И. Стрижекурова, И.В. Ускова. – М.: Российский учебник, 2018.
Работа с текстом на уроке русского языка: Пособие для учителя / О.М. Александрова, И.Н. Добротина, Ю.Н. Гостева, И.П. Васильевых, И.В. Ускова. – М.: Экзамен, 2018.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. М.: Просвещение, 2020.

Читательская грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2 / Г.С. Ковалева, Л.А. Рябинина, Г.А. Сидорова, Т.Ю. Чабан, М.И. Кузнецова, Ю.Н. Гостева. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.А. Рябининой. М.: Просвещение, 2020.

Финансовая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Г.С. Ковалева , Е.Л. Рутковская, А.В. Половникова, Е.С. Королькова, А.А Козлова. Под ред. Г.С. Ковалевой, Е.Л. Рутковской. М.: Просвещение, 2020.

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 1 / Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М.: Просвещение, 2020.

Математическая грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1. Часть 2 / Ковалева Г.С., Рослова Л.О., Краснянская К.А., Рыдзе О.А., Квитко Е.С. Под ред. Г.С. Ковалевой, Л.О. Рословой. М.: Просвещение, 2020.

Креативное мышление. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалева Г.С., Логинова О.Б., Авдеенко Н.А., Яковлева С.Г. Под ред. Г.С. Ковалевой, О.Б. Логиновой. М.: Просвещение, 2020.

Естественнонаучная грамотность. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1/ Ковалева Г.С., Пентин А.Ю., Никишова Е.А., Никифоров Г.Г. Под ред. Г.С. Ковалевой, А.Ю. Пентина. М.: Просвещение, 2020.

Глобальные компетенции. Сборник эталонных заданий. Выпуск 1 / Ковалева Г.С., Коваль Т.В., Дюкова С.Е. Под ред. Г.С. Ковалевой, Т.В. Коваль. М.: Просвещение, 2

Письмо МО РФ  Об организации работы по повышению функциональной грамотности
Письмо МО РФ  О методическом обеспечении работы по повышению функциональной грамотности
Приказ Федеральной службы по надзору в сфере образования
Приказ Департамента образования и науки Тюменской области от 17.09.20221 г. №667-ОД  Об утверждении плана мероприятий по формированию у обучающихся функциональной грамотности в 2021-2022 уг
Приказ об организации работы по формированию функциональной грамотности
Для детей и родителей
О функциональной грамотности для обучающихся и их родителей
Примеры открытых заданий по естественнонаучной грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по математической грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по финансовой грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по функциональной грамотности ПИЗА
Примеры открытых заданий по читательской грамотности
Сборник заданий для подготовки к международному сравнительному исследованию PISA
Функциональная громотность-современный вызов для образования